г. Казань, ул. Гвардейская д 31/42
+7 (843) 216-71-80

О Методе Монтессори и гуманной педагогике.

Ширенкова Юлия-Монтессори-педагог,

англо-мама, куратор по Монтессори- педагогике

ЦРЛ "Моё будущее".

 

 

                Дорогие родители, какая у Вас мечта? У меня мечта - вырастить своих детей счастливыми. А что значит быть счастливыми? Безусловно, счастье – это многогранное понятие, но я осмелюсь заявить, что счастлив тот, кто сумел реализовать себя в этом мире. А это значит, что перед родителями стоит непростая задача – помочь ребенку сначала «услышать» себя, затем осознать свои возможности и наконец исполнить свою миссию. Задача поистине интереснейшая и сложнейшая. Мария Монтессори считала, что космическая миссия человека заключается в том, чтобы раскрыть свою программу, высвободить потенциал, развить таланты, данные Богом, Космосом, Природой (кому как угодно) и с благодарностью использовать эти дары для полной, счастливой самореализации и служения миру.

               Задача понятна, а как помочь? А вот про то «как» для нас написаны тонны книг и статей, читая которые приходишь в ужас от противоречий: что важнее привязанность или независимость, что важнее индивидуализм или умение «играть в команде», надо работать над развитием интеллектуальных способностей ребенка или его талантами, не говоря уж о вопросах наказывать или нет, гаджеты во благо или во вред, помогать или не мешать и т.д. Современные родители все время в поиске «правильных» ответов. Проблема в том, что они просто не знают, к чему готовить своего ребенка. Мир меняется с огромной скоростью, и вполне может оказаться, что те навыки, которым мы обучали наших детей, им совершенно не пригодятся в будущей жизни.

               Так как же быть? Неужели не надо ничему учить? Обязательно надо, потому что человек будущего – это человек умеющий быть адаптивным к меняющимся условиям, он должен быстро улавливать информацию, фильтровать ее, принимать решение и действовать. Основная идея Монтессори-педагогики в том то и заключается, что мы помогаем ребенку стать человеком своего места и своего времени. А чтобы он смог это сделать, ему следует предоставить для этого возможность самостоятельно выбирать себе занятия и создать такую обучающую среду, в которой есть из чего выбирать. Именно таким образом ребенок сам себя обучает, занимается «самопостроением» своей личности.

             Методика Марии Монтессори – это удивительный сплав гуманной педагогики и технологий. Говоря о технологии, я имею ввиду подготовленную среду, которая включает в себя дидактические материалы, распределенные в различных зонах в зависимости от назначения, детей разных возрастов, подготовленного учителя, возможность свободного передвижения и самостоятельной работы. Все это способствует саморазвитию ребенка. «В подготовленной среде ребенок найдет то, что организует его внутренний мир, что соответствует его внутреннему проявлению – творить свою человеческую личность». (М. Монтессори). Монтессори – материалы в пространстве класса распределены на 5 зон: 1) зона упражнений в практической жизни, 2) зона сенсорного развития, 3) зона математики, 4) зона языка, 5) зона Космоса (изучение окружающего мира).

Говоря о гуманной педагогике, нельзя не вспомнить труды Шалвы Александровича Амонашвили. Во многом два этих замечательных педагога созвучны.

10 заповедей Марии Монтессори:

1.   Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2.   Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3.   Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

 4.   Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

 5.   Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

 6.   Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

 7.   Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

 8.   Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.

 9.   Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

 10.  Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

 

10 заповедей Амонашвили Ш.А.

  1. Дети рождаются априори добрыми, малыши не имеют злых намерений, но очень легко и быстро мы можем навязать им плохие привычки.
  2. Ребенку нельзя лгать, грубить и насмехаться над ним.
  3. Ребенок рождается с неограниченным потенциалом.
  4. Воспитание ребенка только тогда будет эффективным и полным, когда будет основываться на возвышении духовного и нравственного.
  5. Чтобы развивать ребенка, достаточно просто привлекать его ко всем делам, которые выполняешь ты, только в посильной для него форме.
  6. Наша задача - показать ребенку удивительность и безграничность окружающего мира.
  7. Грубость и жестокость недопустимы в обращении с ребенком.
  8. Любовь родителей подготавливает ребенка к сложностям, которые возникают в жизни.
  9. Любовь и забота родителей должны стимулировать развитие способностей и духа ребенка, а не подавлять его.
  10. Учи ребенка быть внимательным и наблюдательным. Это поможет ему познавать мир во всей его красоте и полноте. Учи видеть позитив везде и всюду, учи видеть прекрасное во всем.